С 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена наступательная операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда. Операцию спланировал Георгий Константинович Жуков (после успеха первым в ходе войны стал маршалом Советского Союза).
Сейчас до места прорыва блокады от Невы по трассе «Кола» — всего 20 минут на машине. В далеком 1943-м этот путь занял шесть суток кровопролитных, ожесточенных боев, которые приходилось вести в тяжелейших условиях.
Очередная операция по деблокированию Ленинграда была утверждёна директивой №170696 2 декабря 1942 года под кодовым названиям «Искра». Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г.Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка-Михайловский-Тортолово. Кроме того, предполагалось разбить противника в районе Мги и обеспечить прочную железнодорожную связь Ленинграда со страной.
К операции привлекались 67-я и 13-я воздушная армии Ленинградского фронта, 2-я ударная армия, часть сил 8-й армии и 14-я воздушная армия Волховского фронта — всего 302,8 тысяч человек, около 4900 орудий и миномётов, более 600 танков и 809 самолётов. Оборону против наступающих советских частей удерживала 18-я немецкая армия общей численностью в 60 тысяч человек, вооруженных 700 орудиями и миномётами, 50 танками и САУ, 200 самолётами.
На подготовку операции Красной Армии отвели почти месяц. Поскольку советские войска не имели опыта преодоления эшелонированной обороны противника, особое место в подготовке заняло обучение соединений наступательным действиям в лесисто-болотистой местности и штурму укреплённых позиций противника. В конце декабря из-за оттепели лёд на Неве оказался недостаточно прочным, а болота — труднопроходимыми, поэтому, согласившись с предложением командующего Ленинградским фронтом, Ставка ВГК перенесла начало операции на 12 января 1943 года.
В итоге проведения операции войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда и образовали коридор для связи города со страной шириной в 8-11 км. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны-Шлиссельбург, автомобильная магистраль и несколько мостов через Неву. 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с «большой земли». Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» составили 115 тысяч человек, 41 танк, 417 орудий и миномётов и 41 самолёт. Противник потерял 22 тысяч человек, 272 орудия, 1200 пулемётов, более 300 миномётов.