Жизнь, отданная небу

Сегодня, 6 марта 2023года, исполняется 110 лет со дня рождения советского летчика-аса Александра Покрышкина, прославленного лётчика, маршала авиации, первого, кто трижды удостоился звания Героя Советского союза. В годы Великой Отечественной войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, перегонял самолеты по ленд-лизу через южный коридор. 

Александр Иванович Покрышкин

«Десятилетним я увидел первый самолет – это был первый агитсамолет, прилетевший в мой родной город… Не только мы, мальчишки, но и взрослые бежали к пустырю у военного городка, но разве можно нас, босоногих, обогнать? Дотронувшись до дюралевых крыльев, я открыл для себя мечту в жизни: только летать, быть лётчиком…», – писал в своих воспоминаниях Покрышкин.

Он исполнил свою мечту, и стал не просто летчиком. Командующий 8-й воздушной армией генерал лейтенант авиации Тимофей Хрюкин, представляя Покрышкина к третьей Звезде Героя, в наградном листе написал: «Храбрый из храбрых, вожак, лучший советский ас». После войны Александр Покрышкин с отличием окончил академию Генерального штаба, но лишь в 1955 году получил генеральское звание.

Александр Покрышкин прошел всю войну, от первого ее дня до победы 9 мая 1945-го. Первый вражеский самолет отважный летчик сбил уже на второй день войны.

Участвуя в воздушных боях, Александр с горечью отмечал, что небо над его родиной очень слабо защищено от врага. Тактика нападения не вырабатывалась, пилоты дрались вслепую, техническое оснащение хромало. Да и что можно было ожидать, если в авиационных мастерских занимались выпуском танков. Защита воздушного пространства СССР держалась только на патриотизме и героизме летчиков-истребителей. Спустя много лет Александр скажет, что тот, кто не был на фронте в 1941-1942-м годах, не знает, что такое настоящая война.

1943-й год стал переломным не только в судьбе Покрышкина, но и всей авиации. Тщательно проанализировав предыдущие бои, летчик-истребитель разработал уникальные приемы ведения боя и патрулирования воздушного пространства. Его главной целью теперь стал ведущий, именно после выхода из строя главного самолета, вражеская эскадрилья теряла боеспособность. Покрышкин и его авиагруппа – те, кто совершил коренной перелом в небе в 43-м, его дивизия освобождала Польшу и Румынию, участвовала в Берлинской наступательной операции. По итогам Рузвельт назвал его лучшим пилотом Второй мировой, от американцев даже награда сохранилась, но важнее, конечно, три звезды героя Покрышкина – высшая отечественная награда и звание.

Великая Отечественная война для Покрышкина окончилась 24 июня 1945 года, когда он возглавил колонну 1-го Украинского фронта и прошёл вместе с ней во время парада Победы на Красной Площади.

Барельеф А.И. Покрышкина на его могиле на Новодевичьем кладбище
Медаль «Первый трижды Герой Советского союза А.И.Покрышкин»

В 1945 году Александр Иванович командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года.
Его подвиги и военный талант признали 39 государств мира.

Но самой большой своей наградой, впрочем, считал тот факт, что никого из своей авиагруппы не потерял во время войны. После он служил на командных должностях ПВО, и ещё фильма «В бой идут одни старики» без помощи Александра Покрышкина не случилось бы, один из его эпизодов взят из его жизни. Высота, скорость, манёвр, огонь – это была его формула Победы. А завет всем летчикам остаётся актуален и сегодня.